«Человек—художественный образ»
наиболее характерны следующие черты:
- Осознание своей неповторимости, оригинальности в оценке окружающего мира, людей, событий, вещей.
- Способность увидеть, заметить в обычном необычное, представлять, воображать ситуации, картины, новые модели чего-либо (машины, одежда).
- Готовность с удовольствием и подолгу заниматься любимой работой (рисованием, музыкой, пением, игрой на музыкальном инструменте).
- Умение нестандартно мыслить. Подходить к решению проблемы под неожиданным углом зрения.
- Способность лучше других справляться с заданиями на уроках рисования, музыки, литературы, мировой художественной культуры.
- Участие в различных кружках творческой самодеятельности (ИЗО, музыки, актерского искусства, лепки и т.п.).
«Человек—знак»
наиболее характерны следующие черты:
- Умение работать с числами.
- Умение подолгу и охотно что-нибудь подсчитывать, вычислять, чертить, анализировать информацию.
- Соблюдение точности при составлении таблиц, чертежей, графиков, схем, карт.
- Занятие исследовательской работой (анализ информации и оформление результатов в письменном виде).
- Быстрое усвоение иностранных слов, знаков, символов, умение делать переводы с одного языка на другой.
- Чтение научно-популярной и другой литературы.
- Разгадывание головоломок или решение сложных Задач и схем.
- Умение точно выполнять мелкие операции подсчеты, составлять схемы и программы.
- Умение упорядочение накапливать и хранить информацию.
- Умение логически мыслить, анализировать и обобщать различную информацию в виде цифр, знаков, текстов.
- Умение подробно и ясно излагать свои мысли в письменной форме (написание сочинений, длинных писем, ведение дневника и ежедневника).
«Человек—техника»
наиболее характерны следующие черты:
- Способность к овладению различной техникой (умение разбираться в устройствах механизмов, машин, приборов) и успешное усвоение естественных наук (физики, химии, математики).
- Интерес к технике, умение охотно и подолгу что-нибудь мастерить, разбирать или чинить (например, ремонт электропроводки, бытовых приборов, радиоаппаратуры).
- Способность легко разбираться в технических чертежах и схемах, ориентироваться в объектах по планам.
- Умение по чертежам, схемам своими руками создавать реальную модель (например, собрать приемник, велосипед или авиамодель).
- Интерес к технической литературе (журналы «Юный техник», «Техника молодежи» и др.), стремление к чтению литературы об устройстве и работе машин, механизмов, приборов.
«Человек—человек»
наиболее характерны следующие черты:
- Потребность в общении.
- Умение устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и окружающими людьми. Замечать даже небольшие нюансы в настроении собеседников.
- Способность свободно выражать свои мысли, без внутренней скованности вступать в общение с новыми людьми.
- Способность вызывать интерес и симпатию окружающих людей.
- Способность понимать человека, его чувства, мысли, сопереживать ему.
- Способность помогать другим людям, выручать их в трудной ситуации, отзывчивость.
- Умение владеть собой, не обижать собеседника во время общения.
- Умение улаживать разногласия между людьми, находить компромиссные решения, устраивающие ту и другую сторону.
- Умение убедить в чем-то важном сверстников и организовать для выполнения какого-либо дела.
«Человек—природа»
наиболее характерны следующие черты:
- Интерес к познанию мира природы (живым организмам — растениям, животным, птицам, насекомым, микроорганизмам, а также к биологическим, атмосферным, геологическим и космическим процессам и явлениям).
- Участие в опытах и наблюдениях на уроках биологии, экологии, астрономии, Химии.
- Готовность ежедневно выполнять работу по уходу за житными, растениями, терпеть дискомфорт (холод, грязь, неудобства, запахи).
- Интерес к исследовательской и аналитической работе, связанной с наблюдениями за животными и растениями, окружающей средой (проведение проб, замеров, экспертизы качества воды, почвы и т. п.).
- Умение лучше других выполнять практические и лабораторные работы по биологии, экологии, географии, астрономии, участие в природоохранной деятельности (акциях «зеленых» и др.).